При участии в государственных закупках правильно оформленная банковская гарантия согласно 44-ФЗ является ключевым условием (если раньше это было только пожеланием заказчика). Далеко не каждая компания может справиться со всеми особенностями процедуры и трудностями, возникающими в процессе оформления, поэтому еще до выдвижения кандидатуры на участие, стоит заблаговременно разбираться с этими моментами. Итак, как оформить банковскую гарантию по шагам?
Что означает сам термин «Банковская гарантия»?
Говоря простыми словами, это своеобразная «страховка», документ, подтверждающий тот факт, что банк в случае непредвиденных обстоятельств выплатит государственному либо муниципальному предприятию некую сумму, если условия по контракту не будут выполнены в полном объеме.
Подобный формат выгоден всем участникам процесса:
- Банковское учреждение получает свое вознаграждение за свое участие
- Бенефициар может быть уверен в том, что убытки будут возмещены, если контракт не будет выполнен принципалом.
- Наконец, принципал может на период проведения торгов и выполнения заказа использовать свои средства, не замораживая их.
Шансы на получения банковской гарантии
Ошибка многих участников конкурса в том, что они задумываются о получении гарантии после аукциона, что приводит к срыву сроков. Лучше всего заранее провести тщательную подготовку к процедуре. Для оценки возможностей нужно знать несколько условий, согласно которым вы сможете оформить банковскую гарантию по 44 ФЗ:
- Время работы компании не может быть меньше 3 месяцев.
- Что касается оборотов, то ни один банк не пойдет навстречу, если ежегодная выручка меньше запрашиваемой суммы.
- При наличии убытков банковские организации не признают финансовые результаты достаточными.
- Привилегии у тех компаний, кто уже имеет определенный опыт в работе с такими контрактами.
Какой банк выбрать?
Нельзя взять и обратиться в первый попавшийся банк, так как согласно действующему законодательству РФ, перечень банков сокращен, и он полностью отражен в официальном Реестре. Банк должен отвечать таким требованиям с учетом 3 части 74.1 статьи НК:
- Отсутствие предписаний от Цетробанка.
- Собственный капитал банковской организации в размере, не меньше миллиарда рублей.
- Наличие лицензии.
Оптимально изучить условия выдачи, чтобы понять, как оформить банковскую гарантию с максимальной выгодой.
Вариант рассмотрения
Стандартно все кредитные организации работают по таким схемам:
- Порядок общей очереди – это актуально для тех случаев, когда нужно определить максимальный лимит для выдачи или при большой сумме контракта. Впрочем, у многих банков просто нет других вариантов, и все заявки рассматриваются именно так.
- Ускоренный режим – такой формат и программы есть не у всех банков, если же учреждение и предлагает подобную возможность, то для оперативности нужно выполнить перечень требований, собрать пакет документов, чтобы ускорить рассмотрение заявления и сократить срок до 5 дней. Обычно суммы при таком методы ограничены какой-нибудь конкретной суммой.
- Многие сегодня интересуются, как оформить банковскую гарантию для обеспечения контракта в электронном формате. Да, такой вариант также практикуется. Предприятие способно отправить на рассмотрение документы, подписанные электронной подписью, и вся процедура будет проходить онлайн. Плюсы в том, что уходит бюрократия, сокращаются сроки (до 4 рабочих дней), но суммы здесь значительно ниже.
Порядок получения
Если перед предпринимателем стоит вопрос, как оформить банковскую гарантию, ему нужно пройти несколько важных этапов со своими особенностями:
- Анализ на соответствование требованиям выбранного банковского учреждения из реестра. Сбор бумаг. Сроки здесь точно назвать сложно – для кого-то это пара дней, для кого-то – недели.
- Что касается сбора документов, здесь нужно остановиться на вопросе более детально, как правило, нужно подготовить несколько следующих групп:
- Юридические бумаги, куда входит свидетельство о регистрации юридического лица, устав и так далее.
- Финансовые – бухотчетность, налоговая декларация и прочее.
- Информация о проводимом тендере.
- Документы, подтверждающие надежность компании – доказательства опыта, отзывы, список контрактов.
- Передача собранных документов в банк.
- Анализ предоставленной информации в банке и вынесение решения по поводу выдачи банковской гарантии. Формально подобные сроки колеблются в пределах 7 рабочих дней, но на практике они нередко затягиваются до нескольких недель, особенно, если есть дополнительные проверки.
- При положительном развитии событий заключается договор и выдается сама гарантия. Как только заявка будет одобрена, компания получает проект гарантии с условиями выдачи, процентными ставками.
- Окончательное согласование.
- Заключение договора с банком и выплата суммы вознаграждения.
- Передача банковской гарантии заявителю и внесение информации в общий реестр в течение 1 рабочего дня, после чего можно считать процедуру завершенной.
Обращение к брокерам
Становится понятно, что это выгодный и необходимый способ для обеспечения участия в торгах, однако, процесс нельзя назвать простым, поэтому многие компании заинтересованы в сокращении сроков. Если вы – именно из таких, либо просто не имеете должного опыта, возможно, стоит подумать о том, чтобы оформить банковскую гарантию через брокера, посредника, знающего все тонкости и нюансы.
Такие компании берут на себя всю работу, связанную с оформлением документов, выбирают подходящий банк с учетом всех пожеланий и требований заказчика. Не секрет, что именно самостоятельные поиски подходящего кредитного учреждения, сравнение предлагаемых условий «съедает» львиную долю времени, и брокер способен ускорить процесс до 3-4 дней, так как обладает налаженными связями и контактами с банками, поэтому с легкостью удовлетворяют требованиям заявителя, и все это проходит легально в правовом поле.