Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
от 2,5-5%
от суммы
В ходе государственных закупок банковская гарантия способна удостоверить заказчика в том, что компания выполнит свои обязательства, а при нарушении условий контракта убытки покроет банк-гарант (ст. 45, № 44-ФЗ). Гарантийные документы обходятся участникам тендеров на 20–70 % дешевле залога или безотзывного депозита. Заказчики же рассматривают их как одну из самых надежных форм обеспечения.
Что такое банковская гарантия для государственных закупок
Банковская гарантия — это документ, по которому банк обязан выплатить заказчику денежную сумму в случае отказа участника тендера заключить контракт или выполнить свои обязательства (ст. 4 № 44-ФЗ). Он объединяет трех участников государственных закупок:
- принципала — компанию, которая подает заявку на участие в тендере;
- бенефициара — заказчика в лице государственного или муниципального органа;
- гаранта — банка, согласного оплатить убытки, причиненные заказчику.
На практике применяются гарантии на участие в тендере и на исполнение контракта. Первые действуют до окончания торгов и заключения сделки, вторые — до ее полного исполнения.
Гарантийное обеспечение обычно составляет 5–30 % от полной стоимости контракта. Сделки на сумму от 50 млн руб. требуют покрытия от 10 % (ст. 96 № 44-ФЗ). Если предусмотрена выплата аванса, то сумма по гарантии должна покрывать его.
Когда нужна банковская гарантия
Если компания решила принять участие в государственных закупках, то ей следует задуматься о банковской гарантии, которая поможет решить несколько задач:
- Подтвердит репутацию принципала. Банки не выдают документы сомнительным организациям.
- Застрахует риски бенефициара. Если компания откажется подписывать контракт или исполнять его, заказчик предоставит в банк-гарант заявление и получит компенсацию своих убытков.
- Позволит компании не отвлекать средства из оборота. Стоимость гарантии составляет всего 1–7 %, в то время как депозит или залог обойдутся в 30–70 % от цены контракта.
В последние годы банки предоставляют гарантийное обеспечение не только крупным компаниям, но и субъектам малого и среднего бизнеса. Это превращает последних в полноправных участников государственных закупок.
Каковы требования к банковским гарантиям
Банковская гарантия — юридический документ, который затрагивает финансовые обязательства, поэтому в нем прописывается ряд обязательных условий (ст. 45 № 44-ФЗ):
- безотзывный характер действия;
- размер гарантийного обеспечения;
- цена контракта и сроки его исполнения;
- обязательства принципала, невыполнение которых повлечет выплаты банка-гаранта;
- величина неустойки при невыполнении принципалом его обязательств по контракту;
- дата внесения гарантии в реестр.
В тексте могут упоминаться документы, которые принципал передает бенефициару.
Если в течение суток с момента выписки гарантии банк не внесет ее в единый реестр — она будет считаться недействительной.
По нормам российского права выдавать гарантийные документы могут только те финансовые институты, которые отвечают специальным требованиям (Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 440):
- собственный капитал — не менее 300 млн руб.;
- кредитный рейтинг — не ниже BB-(RU) (АКРА) и ruBB- (Эксперт РА).
Банк должен быть включен в реестр кредитных организаций (ст. 74.1 НК РФ), обладающих правом выдачи гарантий. Его актуальную версию можно увидеть на сайте Минфина РФ.
Необходимые документы
Банки выдают гарантии для государственных закупок клиентам после изучения обширного пакета документов:
- заявки установленной форме в двух экземплярах;
- копий учредительных документов, заверенные у нотариуса (учредительный договор, устав, свидетельства о государственной регистрации, внесении записи в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС);
- копий приказов о найме директора организации и главбуха;
- копий бухгалтерского баланса (ф.№ 1) и отчета о финансовых результатах (ф.№ 2);
- копий лицензий, если деятельность является лицензируемой;
- тендерную документацию (контракты, протоколы, извещения);
- справок из обслуживающих банков о состоянии счетов компании;
- копий решений учредителей о заключении крупных сделок.
К пакету бумаг обычно прилагается выписка из ЕГРЮЛ. Важно помнить, что срок ее действия 6 месяцев с момента выдачи.
Как получить банковскую гарантию
Первый этап оформления гарантийного документа — поиск подходящего кредитного учреждения. Оно должно соответствовать требованиям российского законодательства, входить в реестр Минфина РФ, иметь опыт выдачи гарантий. После этого принципалу потребуется пройти 5 обязательных этапов:
- Собрать необходимые документы и передать их на рассмотрение в банк.
- Получить одобрение банковской комиссии и подписать договор.
- Внести комиссионный платеж.
- Выпустить гарантию и зарегистрировать ее в реестре.
- Получить гарантийный документ.
Наряду с банковской гарантией банк должен предоставить клиенту-принципалу копию договора и выписку из единого реестра.
Как быстро оформить банковскую гарантию
Как сэкономить время на оформлении банковской гарантии и избавить себя от помещения множества инстанций? Достаточно передать решение этого вопроса специалистам компании «БанкГарант24», которые:
- соберут и заверят у нотариуса необходимые документы;
- позаботятся о том, чтобы банк одобрил заявку;
- подберут выгодные по срокам и комиссиям варианты гарантийного обеспечения.
Если Вы предоставите нам свою электронную цифровую подпись (ЭЦП), то документ будет подготовлен в течение 24 часов без Вашего участия.
Мы оформляем банковские гарантии от крупнейших финансовых институтов России и готовы помочь компаниям с неустойчивым финансовым положением, новым организациям и субъектам малого и среднего бизнеса.